Тренинг Карнавал Безумной Мудрости в исполнении «Школы Игры» Вадима Демчог и его команды Арлекинов. Это был один из самых неоднозначных тренингов для меня. Начну с реалистичного дегтя в этой бочке мудрости, а потом уже про философию. Для начала я шла на тренинг Вадима Демчог. Точка. А пришла на тренинг команды Вадима Демчог с очень небольшим участием Вадима в роли ведущего, а ведущий в тренинге для меня – это прям все, это делает тренинг. Вадим все время тренинга в поле, в доступе, но в режиме ведущего его очень мало, и несмотря на очень мощную результирующую этого тренинга, я продолжаю хотеть на тренинг в исполнении Вадима Демчог с его мудростью, опытом, глубиной и философией. Как только он начинает говорить, хочется превратиться с морскую губку и впитывать-впитывать-впитывать. О том, что от него вообще невозможно оторваться, когда он обнимает, я вообще молчу, это какая-то сумасшедшая энергетика всего сразу – мужчины, отца, актера, философа, жизни в самом вдохновенном ее проявлении. Да, сходить туда имеет смысл как минимум ради того, чтобы обняться с Вадимом хоть разок. Я теперь так детей обнимаю.
Как результат пункта, обозначенного выше (про «мало Вадима»), я ровно полтора дня из трех находилась в жесточайшем сопротивлении и соответственно довольно низкой персональной эффективности (и никакая тренерская проф-позиция и прокачанность про то, что я сама сливаю свой тренинг, вытащить меня оттуда не могли, а я честно старалась). Тут у меня много всплывало внутренних диалогов про номинальную, реальную, денежную и неденежную стоимость всего, что с трудом поддается монетизации. Эти полтора дня меня откровенно давила жаба, потому как этот тренинг кроме того, что оказался одним из самых неоднозначных, был еще и одним из самых дорогих.
Помимо моих неоправдавшихся ожиданий по персоналии тренера, на которого я шла, эти полтора дня (и тут начинается моя 100% субъективнейшая оценка) команда делала то, что не является самой сильной их деятельностью. Они очень профессионально натренированы как тренеры (и это видно), они технично вели тренинг про разное, со всеми тренерскими приемами, но у меня было полное ощущение, что они говорят текст – не живут этим, не пропустили сквозь себя, а говорят текст – хороший, четкий, отлично выученный, но чужой, и тем совершенно для меня мертвый. Тем глубже и ценнее на контрасте были немногочисленные вступления самого Вадима.
А потом случился какой-то неуловимый перелом, и они начали делать то, что умеют делать лучше всего и то, ради чего я, оказывается, туда и пришла – играть, жить на сцене и, главное, давать обратную связь группе не из выученной роли, а из себя, из того, что прожили и проживают на сцене постоянно. И это была феерия, совершенно бесценная феерия профессионализма, мудрости, поддержки и любви (я сижу, окунаюсь туда состоянием и реву опять и улыбаюсь). Я никогда не думала, что могу так завороженно два часа смотреть на спонтанные этюды непрофессиональных актеров, искренне получая от этого удовольствие, а потом восхищаться теми лицами, которые оказались после этого вокруг и тем открытиям в людях, которые случились.
На сайте Школы есть описание тренинга. Читаю его сейчас и понимаю, что он совсем не про то, т.е. там в тренинге есть все те слова, которые обозначены, но случается там что-то совсем другое. Рассказать про это словами невозможно, и у каждого то, что случается, совершенно свое и персональное, как в общем-то и на спектаклях Вадима (и, кстати, как в мультиках про MrFreeman – каждый читает свое).
После большого количества разных тренингов я с большой осторожностью отношусь к состоянию эйфории, до которого довести группу в конце тренинга не так сложно. Тут эта эйфория, слезы, улыбки, слова про то, что на тренинг вошел один человек, а вышел совершенно другой и что жизнь уже никогда не будет прежней, были тоже, и много (актеры же, они ж мастерски управляют эмоциями, а эти актеры эмоциями управляют особенно мастерски). Я слишком хорошо знаю, как быстро и легко жизнь, которая должна была больше никогда не быть прежней, скатывается на прежние болотистые рельсы. Для меня было ценным не дать себя захлестнуть наносным и посмотреть, что будет распаковываться потом, когда пена эмоций начнет сходить. Несколько дней я хожу в постоянном переваривании того, что во мне осталось и про что вообще этот тренинг, а главное, чем он другой. Это даже нельзя назвать рефлексией, потому что работа идет на разных уровнях – и в голове, и в эмоциях, и в ощущениях, и в теле, и ценность и важность этого тренинга с каждым днем распаковывается все больше и глубже.
Вадим начинает тренинг и в процессе возвращается (равно как и во всех своих публикациях-интервью) к тому, что игра – это то, что есть в нас природно, сразу, от рождения. Этому не надо учиться, оно уже есть внутри. В подавляющем большинстве тренингов нас учат чему-то, чего в нас нет – берут модель, навык, убеждения и подсаживают это в голову. В случае достаточной настойчивости и мотивации это что-то освоить, через какое-то время более или менее устойчивых тренировок, оно становится привычным и работающим, даже если прямо диаметрально нашей природе. На тренинге Школы Игры нам не складывают снаружи, а распаковывают то, что есть внутри. Я шла к себе внутренней, я доставала из себя Себя играющую, и это совершенно бесценная по ресурсности штука.
Сопоставимым по важности, глубине и этой направленности «снаружи внутрь и опять наружу» у меня был только один тренинг – тренинг тренеров по правополушарному рисованию. И если после него я ощущала, насколько он трансформирующий, открывающий какой-то нереальный ресурс, но как это работает, не могла сформулировать, то теперь я поняла, почему он был таким мощным и глубоким (хотя по факту мы просто рисовали одни и те же картинки, а чаще просто водили краской по бумаге, 5 дней по 6 часов). Творчество любое и игра любая – одинаковые по природе вещи, которые присущи нам изначально, но и то и другое почему-то в процессе взросления и вырастания теряется, а параллельно еще и обрастает социально-удобными мифами «творить могут только гении, которых мало, а ты точно не один из них» и «вдохновенно играть могут только гении, которых мало, а ты точно не один из них». Творить и играть могут все. К сожалению, мало тех, кто умудрился не разучиться это делать. Научиться обратно можно, но иногда сложно, но можно, а главное нужно — это меняет качество жизни. У меня больше нет вопроса «зачем нужна игра» и «зачем нужно творчество», оно нужно, чтобы жить. К сожалению, обратно вернуть себе себя творящего и себя играющего гораздо сложнее, чем потерять, и это путь, который требует времени и усилий. Да, а еще объяснить, зачем надо играть и творить, невозможно, можно только прочувствовать, и с этим я постоянно сталкиваюсь в процессе объяснения, зачем я вообще ввязалась в тему игры — я не могу это объяснить словами.
Я теперь еще и еще глубже верю в то, что мы делаем нашим Хэппенинг, потому что если даже небольшая часть тех, кто к нам придет, распробует этот вкус игры, творчества, импровизации, и мы станем поводом для того, чтобы пойти глубже, на более длительные курсы к нашим ли практикам или к кому-то еще, дарующему игру и спонтанность – это будет ровно то, ради чего мы все и затеяли (есть такие, кто после прошлого хэппенинга благодарят за встречу с Playback театром и погружаются в него теперь глубже, тем самым меняя свою жизнь и мир вокруг). Меня еще наверняка будут догонять осознания после этого тренинга, но пока вот таким пафосным рекламным манифестом я заканчиваю этот бесконечно долгий текст. И да, моя жизнь теперь уже не будет прежней ☺.
PS. Фото в исполнении Марии Тер очень и очень передает мое состояние до, во время и после.
PPS. А еще с этими играющими людьми очень хочется дружить. На равных. Делать что-то такое в жизни, чтобы им стало интересно со мной играть. Мой персональный челлендж теперь сделать такое событие, в котором Вадим захотел бы поучаствовать, и ему было бы интересно в это играть.